Город-курорт Кисловодск. Беспредел чиновников. Часть 2 |
Анализируем второй вариант проекта строительства микрорайона «Новая Березовка», выполненный ООО «Реалпроект», более подробно на предмет соответствия действующим строительным и санитарным нормам.
Проезды и дороги в населенных пунктах регламентируются ТКП 45-3.03-227-2010 «Улицы населенных пунктов. Строительные нормы проектирования».
П. 5.3.12 "При проектировании местных проездов и пешеходных путей следует предусматривать возможность проезда по ним специальных транспортных средств (пожарных, милиции, обслуживающих транспортных средств и т. п.) к жилым и общественным зданиям. Расстояние от края проездов и пешеходных путей до стены здания, как правило, следует принимать от 5 до 8 м — для зданий высотой до девяти этажей и от 8 до 10 м — для зданий высотой девять этажей и более. В этой зоне не допускается размещать ограждения, воздушные линии электропередач и осуществлять рядовую посадку деревьев".
Глядя на план видно, что нормы соблюдены только перед фасадом дома № 1, а дом № 2 вообще как исключение из правил: со стороны фасада о соблюдении норм даже говорить не приходится, нарушены все. При этом, фасад этого дома упирается в горку. Видео со стройплощадки на 20.10.2015 в 12-15 мск.времени - https://youtu.be/jo672FHNUhY - луч солнца в кадре показывает, что съемка ведется в южном направлении.
Как Вы думаете, задержится солнечный луч в квартирах, полностью выходящих на горку, на полтора часа с 22 февраля по 22 октября, как того требуют санитарные нормы по инсоляции? Замечу, что еще в двадцатых числах сентября в 16-45 часов вся стройплощадка уже находилась в глубокой тени
Требование к инсоляции регламентированы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий».
2.2.1/2.1.1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО, РЕКОНСТРУКЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ
1.3. Гигиеническая оценка инсоляции и солнцезащиты жилых и общественных зданий и территорий жилой застройки проводится для установления соответствия настоящим санитарным правилам.
Расчеты инсоляции являются обязательным разделом в составе предпроектной и проектной документации.
1.4. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занимающихся проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией объектов.
1.5. Контроль за выполнением нормативных правовых актов санитарного законодательства осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации
2. Общие требования к инсоляции
2.1. Требования к облучению поверхностей и пространств прямыми солнечными лучами (инсоляции) предъявляются при размещении объектов, в проектах планировки и застройки микрорайонов и кварталов, проектов строительства и реконструкции отдельных зданий и сооружений и при осуществлении надзора за строящимися и действующими объектами.
2.3. Инсоляция является важным фактором, оказывающим оздоравливающее влияние на среду обитания человека, и должна быть использована в жилых, общественных зданиях и на территории жилой застройки.
2.4. Нормативная продолжительность инсоляции устанавливается на определенные календарные периоды с учетом географической широты местности:
северная зона (севернее 58° с. ш.) - с 22 апреля по 22 августа;
центральная зона (58° с. ш. - 48° с. ш.) - с 22 марта по 22 сентября;
южная зона (южнее 48° с. ш.) - с 22 февраля по 22 октября.
2.5. Нормируемая продолжительность непрерывной инсоляции для помещений жилых и общественных зданий устанавливается дифференцированно в зависимости от типа квартир, функционального назначения помещений, планировочных зон города, географической широты для:
северной зоны (севернее 58° с. ш.) - не менее 2,5 ч в день с 22 апреля по 22 августа;
центральной зоны (58° с. ш. - 48° с. ш.) - не менее 2 ч в день с 22 марта по 22 сентября;
южной зоны (южнее 48° с. ш.) - не менее 1,5 ч в день с 22 февраля по 22 октября.
3. Требования к инсоляции жилых зданий
3.1. Продолжительность инсоляции в жилых зданиях должна быть обеспечена не менее чем в одной комнате 1-3-комнатных квартир и не менее чем в двух комнатах 4-х и более комнатных квартир.
На нашей стройке выполнение таких требований СанПиНа возможно, видимо, в 1-2 первых секциях, а вот в последних – очень сомнительно, нужно заключение Санэпиднадзора.
Требования к условиям проживания граждан регламентируются «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2645-10»
П.5.3. При одностороннем боковом освещении в жилых зданиях нормативное значение КЕО (коэффициент естественной освещенности) должно обеспечиваться в расчетной точке, расположенной на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и плоскости пола на расстоянии 1м от стены, наиболее удаленной от светопроемов: в одной комнате - для одно-, двух- и трехкомнатных квартир, и в двух комнатах для четырех- и пятикомнатных квартир. В остальных комнатах многокомнатных квартир и в кухне нормативное значение КЕО при боковом освещении должно обеспечиваться в расчетной точке, расположенной в центре помещения на плоскости пола.
«Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц» (статья 39, п. 3).
«За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность (статья 55, п.1).
Это были нарушения № 3 – расстояние от края проездов и пешеходных путей до края здания; № 4 - инсоляция дома № 2; № 5 - условия проживания в жилых зданиях.
Идем далее, стоянки для автомобилей. Расстояние от стены здания до стоянки регламентирует СП 113.13330.2012. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99* (с Изменением N 1)
1.1. Настоящий свод правил распространяется на проектирование зданий, сооружений, площадок и помещений для стоянки (хранения) автомобилей микроавтобусов и мототранспортных средств (мотоциклов, мотоциклов с коляской, мотороллеров, мопедов, скутеров и т.п.) с приведением их к одному расчетному виду (легковому автомобилю) в соответствии с пунктом 11.19 СП 42.13330. В данном документе рассматриваются гаражи-стоянки легковых автомобилей и микроавтобусов (далее по тексту - стоянки), см. приложение В.
Приложение В (обязательное).
Расстояния от стоянок автомобилей до зданий и территорий различного назначения
1. До зданий (для нашего варианта выделено желтым цветом):
стен жилых домов, имеющих окна - до стоянки автомобилей на машино-мест до 10 - 10 м; 11-50 - 15 м; 51-100 - 25 м; 101-300 - 35 м; более 300 - 50 м;
стен жилых домов, не имеющих окон до 10 - 10 м; 11-50 - 10 м; 51-100 - 15 м; 101-300 - 25 м; более 300 - 35 м.
Это было нарушение № 6 – расстояние от стенки здания до стоянки автомобилей.
Идем дальше. Планировка квартир. Нормы площадей помещений в квартирах эконом-класса должны соответствовать требованиям СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003».
4 . Общие положения
4.1. Строительство жилых зданий должно осуществляться по рабочей документации в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией, а также с требованиями настоящего свода правил и других нормативных документов, устанавливающих правила проектирования и строительства, на основании разрешения на строительство. Состав проектной документации должен соответствовать перечню (составу), указанному в п.12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Правила определения площади здания и его помещений, площади застройки, этажности, количества этажей и строительного объема при проектировании приведены в приложении В.
4.2. Размещение жилого здания, расстояния от него до других зданий и сооружений, размеры земельных участков при доме, устанавливаемые в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, а также СП 42.13330, должны обеспечивать действующие санитарные и противопожарные требования к жилым зданиям. Этажность и протяженность зданий определяются проектом планировки. При определении этажности и протяженности жилых зданий в сейсмических районах следует выполнять требования СП 14.13330 и СП 42.13330.
4.5. В жилых зданиях следует предусматривать: хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, канализацию и водостоки в соответствии с СП 30.13330 и СП 31.13330; отопление, вентиляцию, противодымную защиту - в соответствии с СП 60.13330. Противопожарный водопровод, противодымную защиту следует предусматривать в соответствии с требованиями СП 10.13130 и СП 7.13130.
5. Требования к квартирам и их элементам
5.1. Квартиры в жилых зданиях следует проектировать исходя из условий заселения их одной семьей.
5.2. В зданиях государственного и муниципального жилищных фондов, жилищного фонда социального использования* минимальные размеры квартир по числу комнат и их площади (без учета площади балконов, террас, веранд, лоджий холодных кладовых и приквартирных тамбуров) рекомендуется принимать согласно таблице 5.1. Число комнат и площадь квартир для конкретных регионов и городов уточняется органами местного самоуправления с учетом демографических требований, достигнутого уровня обеспеченности населения жилищем и ресурсо-обеспеченности жилищного строительства. * По статье 19 Жилищного кодекса Российской Федерации
Таблица 5.1
Число жилых комнат |
1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Рекомендуемая площадь квартир, м2 | 28-38 | 44-53 | 56-65 | 70-77 | 84-96 |
103-109 |
В жилых домах других форм владения состав помещений и площадь квартир устанавливаются заказчиком-застройщиком в задании на проектирование.
5.3. В квартирах, предоставляемых гражданам в зданиях государственного и муниципального жилищных фондов, жилищного фонда социального использования следует предусматривать жилые помещения (комнаты) и подсобные: кухню (или кухню-нишу), переднюю, ванную комнату (или душевую) и туалет (или совмещенный санузел), кладовую (или хозяйственный встроенный шкаф).
5.3а. Состав квартир индивидуального жилищного фонда*, жилищного фонда коммерческого использования определяется в задании на проектирование с учетом правил 5.3. * По статье 19 Жилищного кодекса Российской Федерации
5.7. В квартирах, указанных в 5.3, площадь должна быть не менее: общей жилой комнаты в однокомнатной квартире - 14 м , общей жилой комнаты в квартирах с числом комнат две и более - 16 м , спальни - 8 м (10 м - на двух человек); кухни - 8 м ; кухонной зоны в кухне - столовой - 6 м . В однокомнатных квартирах допускается проектировать кухни или кухни-ниши площадью не менее 5 м .
Как видите, даже в государственном, муниципальном и социальном фондах жилья общая жилая комната не должна быть менее 16 м в 2-х и 3-комнатных квартирах. В предлагаемом примере, планировка кв. 55 в доме №2 по ул. Набережная общая жилая комната (зал) даже менее 14м2. К тому же, как видите, все окна расположены на одной стороне дома и, к сожалению, смотрят в горку.
А ведь эту квартиру выделили (пока на бумаге) взамен квартиры с учтенной в документах на переселение жилой площадью 49,3 м2, а покупали ее с жилой площадью 45м2.
Это план изымаемой квартиры № 38, которая находится по ул. Орджони-кидзе, 42 (общая площадь 60,1 м2, жилая - 45,1м2). Специально выделена стеклянная перегородка, поддержива-ющая провисший потолок, послужив-шая уменьшению площади квартиры на 10,8 м2. Кстати, на вопрос: «Вы дадите гарантию, что потолок не рухнет на голову и не повредит разрушенной кровлей другие квартиры?», ответом было молчание. Вот и получается: чтобы потолок не рухнул, поставили стеклянную перегородку, получаешь уменьшение площади; убираешь эту перегородку, обрушается потолок и далее, виноват в том, что разрушил специально дом. Опять виноват. Но предоставить жилую площадь, равную купленной или учтенной в документах для переселения, не хотят, для того и написала администрация города в задании застройщику, чтобы трехкомнатные квартиры были площадью 56 м2.
Странное выделение квартир: у кого была маленькая учтенная для переселения жилая площадь 27,3 м2, получили 48 м2 общей площади, из них 25м2 жилых, а у кого было 49,3 м2 – получили 58,15 м2 общей площади, из них 32,2 м2 жилых. Интересно, а какие квартиры выделили другим жильцам д.№42 по ул. Орджони-кидзе? Вот посмотрите акт сверки квартир с управлением ЖКХ города-курорта Кисловодск, когда делали последние уточнения (сверху писала работник УЖКХ, справа отметки делала я)
При оформлении документов на переселение писались протоколы внеочередных собственников помещений в многоквартирном доме №42 по адресу ул. Орджоникидзе для переселения от 06.03.13 по каждому литеру, где эти суммарные площади были вписаны как жилые, а нежилых 0 м2, а также листы регистрации собственников помещений в многоквартир-ном доме, принявших участие во внеочередном собрании, и лист согласования собствен-ников помещений по вопросу повестки дня общего собра-ния собственников помеще-ний. Эти документы заполня-ли по каждому литеру, и сум-ма помещений соответствует всем открытым для ознакомления показателям на сайте http://www.reforma.gkh/переселение/аварийный фонд
Это были нарушение № 7 – формирование и площади квартир, и нарушение №8 – выделение квартир взамен изымаемых.
Думаю, что для переселения только одного дома иметь 8 (восемь!) нарушений, - это слишком много.
Уважаемые читатели! У тех, чьи квартиры также вошли в Программу пересе-ления граждан из ветхого и аварийного жилья, наверняка есть проблемы, очень похожие на представленные. Воспользуйтесь нормативными документами и данными из них. Если отсутствует какой-то вопрос из этих нормативных докумен-тов, то скопируйте название этого документа и вставьте его в поисковую строку браузера, Yandex или Google.
Если Вас интересует, в какие организации я писала и какие ответы получила, то сообщите мне c пометкой «по переселению» (в названии темы письма) на e-mail: lutur-narzan@yandex.ru или luda.turkina@gmail.com.
Начало статьи о выборе площадки для строительства и первых нарушениях читайте здесь - http://ekonomimvmeste.ru/?p=772
При наличии необходимости примеров переписки я напишу «Город-курорт Кисловодск. Беспредел чиновников. Часть 3».
С уважением, Людмила Туркина